- Информация о материале
-
-
Просмотров: 126
С декабря 2022 года по апрель 2023 года в сети Интернет на сайте «Wiki-Владимир» проходил ХII областной сетевой математический проект «В мире ломаных чисел».
Проект организован Министерством образования и молодежной политики Владимирской области, Центром поддержки одаренных детей «Платформа 33» и кафедрой естественно-математического образования государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области «Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой».
Проект объединил 217 обучающихся 7-10 классов (в составе 48 команд и 24 индивидуальных участников) под руководством 65 учителей математики, информатики, физики, технологии из всех муниципальных образований Владимирской области.
Участникам Проекта представилась возможность изучить возможность изучить историю возникновения понятия «дробь», познакомиться с такими замечательными видами дробей как аликвотные, шестидесятеричные, двенадцатеричные и цепные дроби, выяснить вклад учёных разных стран в развитие этого понятия.
На первом этапе «Общий знаменатель» участники проекта написали "эссе о дробях", в котором представили свои размышления о возможности жизни без дробей.
Второй этап «Дроби древнего мира» был посвящен системам древнеегипетских, вавилонских и римских дробей. Участникам проекта предстояло определить, каковы особенности этих систем, какой след они оставили в современной математике, какая из систем, по мнению специалистов, является наиболее развитой.
Школьники изучили историю появления и развития понятия «аликвотные дроби», привели авторские примеры разложения обыкновенных дробей в виде суммы аликвотных дробей с разным числом слагаемых, объяснив используемый алгоритм; определили, какие существуют гипотезы о возникновении шестидесятеричной системы счисления; выяснили, для чего в Древнем Вавилоне служили клинописные таблицы, не содержащие словесных пояснений. Так же участники выяснили, с чем связано происхождение римской системы дробей; определили, какие остатки этой системы сохранились в устной речи до наших дней и в какой стране до сих пор пользуются в системе мер и в денежной системе остатками римской системы дробей; обосновали свое мнение о том, какая из рассмотренных систем является наиболее развитой.
На третьем этапе «Numeri fracti по-русски» Ребятам было предложено вернуться к истокам "ломаных чисел" и не только изучить их эволюцию, но и представить себя на месте земельного чиновника XVI-XVII вв., читающего руководство по сошному письму; ответить на вопросы: «Как исторически выстраивалась система древнерусских дробей? Какие дроби являлись основными в этой системе? Когда и в связи с чем произошел переход к цифирным дробям? Каковы особенности древнерусского речевого выражения правильных и смешанных дробей в доцифирной арифметике? Каковы исторические и экономические причины возникновения сошной арифметики – древнерусского учения о дробях. Каковы ее особенности? Какие инструменты и приемы сошной арифметики использовались в XVI-XVII вв.?»; привести свои примеры именования современных дробей в соответствии с древнерусскими правилами.
Участники из 7-8 классов оценивали практическую значимость рукописи XVII в. «Роспись сошному письму, как которая кость с которою костью кладется»; описывали, где она использовалась; анализировали содержание рукописи и переводили каждое из 21-го правила на язык современной математики; проверяли математически эти правила на возможные ошибки, допущенные древними авторами.
Участники из 9-10 классов, используя подручные материалы и опираясь на сохранившиеся в математической литературе описания, восстанавливали древнерусское счетное устройство, предназначенное для обработки как целых чисел, так и обыкновенных (сошных) дробей; объясняли его принципиальное отличие от современного отечественного аналога и демонстрировали возможное использование с указанием источника выбранного чертежа устройства; создали учебный видео-ролик, демонстрирующий выполнение этого задания.
Более подробно с работами участников и итогами можно ознакомиться на сайте Проекта по ссылке https://clck.ru/33KseU
В ходе Проекта оценивание работ участников проходило по итогам каждого из четырёх этапов, а также и по итогам викторины.
По итогам всего Проекта определены победители и призеры - как среди команд, так и среди индивидуальных участников. Победителями проекта признаны участники, набравшие максимальное количество баллов по итоговому рейтингу.
ПОБЕДИТЕЛИ
ХII областного сетевого математического проекта
«В мире ломаных чисел»
- 1.Команда «Искра», обучающиеся 7 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Лакинска Собинского района.
Состав команды: Киселёв Степан, Илларионов Дмитрий, Чахоян Мельсида, Дмитриев Назар.
- 2.Команда «Юные Пифагоры», обучающиеся 9-10 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района.
Состав команды: Аладышев Денис, Тихонов Александр, Мулов Данила, Обухова Анастасия, Сухова Елизавета, Лапшин Леонид, Рассадкин Дмитрий, Старцева Анастасия.
- 3.Индивидуальный участник Кузьмина Полина, обучающаяся 8 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковардицкая средняя общеобразовательная школа» Муромского района.
- 4.Индивидуальный участник Курцын Никита, обучающийся 10 класса муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Коврова «Средняя общеобразовательная школа № 19 имени Героя Российской Федерации Дмитрия Сергеевича Кожемякина».
Педагоги, подготовившие победителей
ХII областного сетевого математического проекта
«В мире ломаных чисел»
- 1.Андреева Анна Викторовна, учитель информатики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Лакинска Собинского района.
- 2.Визавер Маргарита Сергеевна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковардицкая средняя общеобразовательная школа» Муромского района.
- 3.Никифорова Марина Дмитриевна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» города Лакинска Собинского района.
- 4.Полякова Ольга Александровна, учитель математики и физики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района.
- 5.Сорокина Елена Михайловна, учитель математики и информатики, муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красногорбатская средняя общеобразовательная школа» Селивановского района.
- 6.Фоменкова Екатерина Викторовна, учитель математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Коврова «Средняя общеобразовательная школа № 19 имени Героя Российской Федерации Дмитрия Сергеевича Кожемякина».
Центр поддержки одаренных детей «Платформа 33» приглашает с 11 по 25 мая 2023 года получить дипломы, призы и благодарственные письма следующих участников Проекта:
- 1.Команду «Искра».
- 2.Команду «Вычислители».
- 3.Команду «Формула успеха».
- 4.Команду «Юные Пифагоры».
- 5.Команду «Фантастические дроби».
- 6.Команду «Шнурки Гаусса».
- 7.Команду «МуZы гипотенуZы».
- 8.Кузьмину Полину.
- 9.Шалилову Дарью.
10. Курцына Никиту.
11. Васильеву Александру.
12. Зубенко Дарью.
Наградные материалы можно получить по адресу: г. Владимир, ул. Каманина, 30/18 (ЦПОД «Платформа 33», вход с торца, 3-й этаж, у Пчелинцевой Татьяны Александровны, 8-4922-77-85-99).
От команд ждём по одному представителю.
Авторы Проекта благодарят всех школьников и учителей-руководителей за активное участие!
Регистрация на следующий математический проект начнётся в декабре 2023 года. Следите за новостями на сайте Центра поддержки одаренных детей «Платформа 33».


