Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А.С. Макаренко______________Гений – один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота.Федор Шаляпин______________Большой талант требует большого трудолюбия.Петр Чайковский______________Талант – это вера в себя, в свою силу. Максим Горький ______________ Талант – это развитие природных склонностей. Оноре де Бальзак______________Главный признак таланта – это когда человек знает, чего он хочет. Петр Капица______________Талант — это, прежде всего, целеустремленная воля к действию. Леонид Леонов______________Истинно велики те, чье сердце бьется для всех. Ромен Роллан

33

             

Нет, не думала я в свои шестнадцать с «хвостиком», что достигла такого возраста и положения, когда молодые люди с плохо скрываемым любопытством и интересом начнут спрашивать у меня совета… Это неожиданно, странно и… страшно. Страшно от того, что совет – это всегда очень большая ответственность.

   Сам с собой размышлять и говорить ты можешь сколько угодно, однако когда дело касается другого человека, здесь требуется понимать, что, вообще-то, он может воспользоваться твоим советом. И отчасти то, что последует за этим, - твоя забота: гордость или переживание, искренняя радость или беспокойство и расстройство. Да и кто я вообще такая, чтобы давать кому-то советы?.. Все, чего я достигла, может оказаться ни чем иным, как обыкновенным (ну, или необыкновенным) везением, и только… Однако, он мне написал. Мальчик по имени Андрей попросил поделиться опытом. Ну, я и поделилась, постаравшись примириться на время с самооценкой и собственным характером…

   « - Мария, здравствуйте! Хочу вас поздравить с призовым местом в Заключительном этапе Всероссийской олимпиады по литературе! Только что увидел вас по телевизору… Вы просто молодец! Расскажите о вашей подготовке к олимпиаде! Просто на следующий год у меня «наполеоновские планы», а вы - успешный человек, который, надеюсь, даст совет!..»

   - Ну… с чего же начать... Наверное, с того, что не стоит мне так бессовестно льстить и переоценивать мои заслуги. Но, ладно. Опустим пространное вступление на сию тему и перейдем к сути твоего вопроса.

   Первое. Скажу, что если у тебя, как ты говоришь, «наполеоновские планы», то значит полных пятьдесят процентов успеха уже на твоей стороне. Не воспринимай эти слова с улыбкой. Как бы шаблонно и затерто, нереально и сказочно они не выглядели бы, это - истина истин. Я об уверенности в собственных силах и о стремлении к исполнению… не знаю, мечты, цели. Я - о вере в невероятное.


   Второе. Там, на всероссе, некоторые ребята приезжают с мыслью поскорее все написать и уехать, не доверяя себе, не доверяя мечте. Они даже на минуту не позволяют себе забыться грезами. И подобное поведение чрезвычайно заразительно. Особенно подвержен этому организм, ослабленный переживаниями и волнениями. Это неправильно. Нужно верить. Нужно бороться. Нужно мечтать.


   Третье. Непременно получай удовольствие от того, что с тобой происходит. Хорошее настроение, позитивное мышление. Откройся происходящему. Знакомься с ребятами, заводи друзей, болтай и веселись с ними, проникнись этой особенной, терпкой и неоднозначной атмосферой. Утони, захлебнись в своем предмете. Ведь если ты оказался здесь, значит этот предмет – это то, что тебе нравится, это то, чем ты жил, пока готовился. Знаешь, говоря о себе, могу сказать, что мне заниматься любимым делом мешают тысячи и тысячи других предметов и обязанностей – ведь в школе учить приходится далеко не только литературу. И я с удовольствием погружаюсь на неделю в то, что я люблю больше всего, в то, что я хочу сделать впоследствии своей жизнью. Так что смело забудь обо всем и каждое мгновение этих дней «пропускай» через уши, нос, глаза, волосы, ногти, каждую клетку и каждый нерв самого себя.


   Четвертое. На самом деле, каждый предмет и, соответственно, его всеросс имеет определенную специфику. И безапелляционно или, по крайней мере, заслуживая в какой-то степени доверия, я могу рассуждать только о литературе. И здесь я выделила для себя «трех китов». Нет, у литератора аллергия на шаблоны и штампы. Пусть это будут три барана. Три дерзких, уверенных в себе, гордых и красивых, упрямых барана. Встречайте: уверенность, вдохновение и удача.


   Пятое. Если попадешь на всеросс, то непременно общайся с ребятами, перенимай у них опыт, знания, вдохновляйся ими. Впитывай как губка каждое слово, каждое движение. Для литератора вообще люди очень важны. И не только те, которые участвуют в олимпиаде. Учись понимать других людей.


   Шестое. Старайся до всеросса чаще погружать себя в подобную среду (по возможности, конечно). Среду ребят, которые, как и ты, по-настоящему больны этим предметом. Это источник вдохновения, драйва, новых целей, новых знаний, твоего душевного здоровья.


   Седьмое. Читать надо много, это факт. Причем, факт очевидный, который явно новостью для тебя не станет. Читать, решать, по-настоящему жить предметом. А для этого ты действительно должен его любить. Скажу так. Пусть твоей мечтой, целью будет не достижение каких-либо высочайших из высоченных высот, а стремление разбираться в предмете лучше других. Пусть для тебя не станет «идеей фикс» получение медали. Иначе она будет «застилать» тебе глаза тошнотворной пеленой, за которой ты не разглядишь лица этих замечательных ребят и педагогов, красоты города. Не будь жадным, меркантильным, алчным, тщеславным. Будь амбициозным, харизматичным.


   Восьмое. На учителя нужно теперь смотреть не как на наставника, а как на доброго друга и советчика. Ты должен из недр Интернета и библиотек сам выкапывать информацию, чтобы в один прекрасный день чертыхнуться от радости, осознав, что ты можешь на равных, а то и в некоторых вопросах опередив учителя, общаться с ним. Интернет - твой лучший друг. Сайты, лекции, книги, может быть, беседы, споры.


   Девятое. Конечно, нужно учиться у бывалых участников. Обычно работы победителей и призеров выкладываются. Но, смотри, не с целью плагиата и повторения того, чего достигли они, а с целью переплюнуть, вырубить в скале над их ступенькой еще одну, собственную, выше, дальше!
Удачи!

Мария Малышева,

призер Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе, учащаяся 10 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», г. Муром

1.06.2018 7

1.6.2018 8