ЦЕЛЬ  ДЕЙСТВИЕ  РЕЗУЛЬТАТ

i   fb   v

logopla

             

3fWFeGEkmIQ

1 февраля 2020 года в Центре поддержки одарённых детей «Платформа 33» Владимирского института развития образования имени Л. И. Новиковой прошёл очный теоретический этап Московской астрономической олимпиады.

 

 

По результатам дистанционного этапа Московской астрономической олимпиады на очный теоретический тур были приглашены 20 школьников из Владимирской области.

Приняли участие в нём только трое самых любознательных астрономов из г. Владимира и г. Суздаля:

ученица 10 класса МАОУ «Гимназия 35» г. Владимира Анастасия Алексеевна Ковальчук;

ученик 8 класса МБОУ СОШ №40 города Владимира Евгений Вадимович Фёдоров;

ученица 9 класса МКОУ СОШ №2 г. Суздаля Александра Андисовна Нейландс.

Тех учащихся, которые успешно справятся с заданиями теоретического этапа, ждёт наблюдательный этап. Он состоится 3 марта в Московском Планетарии.

Желаем ребятам успешного прохождения на следующий уровень!

Организатором олимпиады стала педагог Центра астрономического и космического образования Дворца на Воробьевых горах г. Москвы Елена Васильевна Башлий. Именно она привезла задания для второй ступени олимпиады во Владимир.

Пользуясь случаем, мы провели интервью с нашей гостьей, поговорили об увлечении астрономией и преподавании предмета в школе.

Елена Васильевна, Вы помните, когда в школах отменили астрономию?

В 2009 официально в школах астрономии уже не было.

С какого года проводится Московская астрономическая олимпиада?

Ну, считайте, если эта олимпиада 74-я. Московская олимпиада одна из старейших, всероссийская появилась значительно позже, в 90-е. Раньше всегда были предметные олимпиады в нашей стране, но для того, чтобы эти олимпиады становились проходными для вуза конкретного, были проработаны определённые документы. В советские времена были предметные олимпиады конкретных вузов, они были отборочными. Помимо того, что человек приходил с аттестатом, если у него были дипломы победителя и призёра по физике, математике, астрономии и так далее, определённые вузы добавляли баллы. Раньше ЕГЭ не было и дополнительным бонусом было участие в такой олимпиаде. Московская, санкт-петербургская олимпиады, но они были именно в своём городе. А когда появился интернет, тогда стало понятно, что диапазон можно расширять. Существует понятие рейтинга для олимпиады: 3 степень,2 и 1. Самая высокая – это первая степень. В зависимости от количества участников уровень олимпиады возрастает. У московской часто был третий уровень, петербургская сразу стала массово набирать людей, и поэтому у неё был второй и даже первый уровень. Поэтому, чтобы у московской олимпиады был второй уровень, ввели дистанционный этап.

Кто может преподавать астрономию?

Существует несколько сайтов обучающих, с элементами обучения, куда ты заходишь и можешь сам что-то поучить. Вообще, существует система интернет-образования. У нас есть некая структура над учителями – ЦПМ, которая организует в помощь учителям интернет-курсы. Для учителей есть возможность получить сертификат повышения квалификации, некоторые учителя переучиваются. Это в основном учителя физики. Но у нас (во Дворце пионеров) есть педагоги, которые ведут детей от шести лет до десяти по программам, где их знаний хватает. То есть они в состоянии рассказать мифы, выучить созвездия, выучить, сколько планет в Солнечной системе, то есть они могут говорить грамотно и соответствовать ожиданиям детей хотя бы до 2, 3 класса.

Почему астрономия в последнее время популярна среди школьников?

Разведём этот вопрос в две стороны. Это сознательно идущие на олимпиаду дети для получения сертификатов победителей, призёров в 10-11 классе, чтобы просто были дополнительные баллы при поступлении. Это просчет, потому что на олимпиаде по физике или математике десятки тысяч участников, а по астрономии – тысячи. Поэтому конкуренция значительно меньше. Это первая часть прагматическая.

Вторая часть – организационно-управленческая. Когда в Челябинске рухнул метеорит, волна прошлась по всей стране. В Москве спустили указание проводить занятие по астрономии уже не дополнительное, а базовое. Несколько школ смогли это сделать. Были выпущены два разных учебника, утверждены министерством и разрешены к использованию. На самом деле школы взяли на себя астрономическое образование как дополнительное, базовое мало у кого.

Как должна быть построена работа в школах, чтобы хорошо написать олимпиаду, для тех, у кого астрономия не базовый предмет?

Несколько лет назад я была сотрудником ЦПМ. Мне поручили создать сеть базовых школ, которые будут вести кружки, и замотивированные дети будут один, а то и два раза в неделю ходить на 1,5 -2 часа и готовиться целенаправленно к олимпиадам. Был проведён эксперимент в одной школе Новокосино. Туда ездило несколько разных педагогов. Администрация школы выделила нам два месяца, когда дети (5-6 классы – одна категория, старшеклассники - другая) два или 4 раза в неделю в течение двух часов занимались астрономией. В итоге дети сразу дали результаты, потому что они не успевали забывать. Они постоянно наращивали свои знания, тут же их усиливали. Такой интенсив всегда приветствовался. Замотивированные ребята, собранные со всей Москвы, собирались на сборы – летние или зимние – их готовили в течение недели по несколько часов каждый день для того, чтобы они отточили свои знания и умения.

Это уже не в рамках общеобразовательной школы?

По-всякому может быть. Это может быть заказ школы, когда к ним приезжают за деньги педагоги. А бывают варианты, когда они участвуют просто в системе подготовки. В каждом регионе свои какие-то центры по работе с одарёнными детьми и у них есть специальный финансовый код, который выделяется.

Почему детей так увлекает астрономия?

Начнём с того, что детей увлекает всё непонятное. Для них небо непонятно, то, что на небе происходит, многое непонятно. А зелёные человечки, НЛО, чёрные дыры – это просто, то, что нам выливает наша информационная помойка. А дальше либо ребёнок структурирует свой вопрос и понимает, что в нём надо разобраться, либо он сморит фантастические фильмы.

Как привить ребёнку интерес к астрономии?

Для того, чтобы ребёнок не просто был любознательным, а получил системное знание, у него конечно должен быть мотив к изучению этого предмета. Зацепить его можно через две формы деятельности. Игровая – когда ребёнок просто попадает на игру, например, «Космический полёт». Если его зацепит эта космическая эпопея, нужно вводить компетентности. Например, для того, чтобы управлять космическим кораблём, надо понимать, что такое расход топлива, что такое инерция полёта, что такое первая, вторая космическая скорость, что такое звёздное расстояние и т.д. У нас во дворце пионеров есть 4 активные точки осенние, зимние весенние, летние каникулы, летние городские лагеря. В это время все наши центры выставляют свои игровые уголки. И мы цепляем иногда детей этими уголками: они подходят впервые к электрическому стенду. Висят фотографии Гагарина, Терешковой, Королёва и вопрос «Кто из них кто», он должен нажать сначала вопрос – клавишу, потом, если он правильно ответил, нажал кнопочку, загорается лампочка. Надо сказать, что не только дети рвались к этим стендам. Второй вариант хаотический: посмотрел какой-то фильм, услышал какую-то передачу и заинтересовался. Хочет понять, своих знаний не хватает, родительских тоже. Тогда они открывают базу данных и выясняют, где у нас есть кружки по астрономии и космонавтике.

Как участникам олимпиады в жизни пригодится астрономия, если оставить в стороне вопрос о поступлении в вузы?

Я могу сказать про себя. Я увлеклась астрономией в четвёртом классе, когда мне подарили второй том детской энциклопедии, и там была как раз астрономия. Я открыла книжку формата А 4 , цветную вклейку, там была фотография туманности Рыбачья сеть, а тогда ещё были чёрно-белые телевизоры, и когда я увидела эту Рыбачью сеть бело-голубую, розовую на фоне звёзд, я поняла, что я пропала. Жила я тогда в пяти остановках от Дворца пионеров, поэтому я села на троллейбус и поехала. Приехала, попала к великолепнейшему педагогу, через несколько занятий я впервые припала к телескопу и увидела луну. Так я решила, что буду астрономом. Если бы я занималась серьёзно и соответственно уровню своих педагогов, а у меня были великолепнейшие педагоги, наверное, физику и математику я бы учила серьёзно и стала бы учёным. Но поскольку меня заинтересовала эмоциональная часть. То есть я много чего знала, я вела лекции в планетарии во Дворце пионеров, выезжала в один пионерский лагерь, вела там кружок, я была хорошим лектором, но лектор – это не учёный. Астрономия меня увлекала эмоционально, своей красотой, а вот многие ребята стали настоящими астрономами, и они это делали сознательно. А те ребята, которые увлеклись наблюдениями, выездами в экспедиции, какими-то встречами, даже олимпиадами, но не стали астрономами, они практически все сохранили любовь к этому направлению. Они сейчас объединяются в клуб любителей астрономии в Москве, Астрофест, где собирается около тысячи любителей на три дня. Дальше есть астротуризм, это люди разных возрастных групп, они находят направление, которое их интересует – кавказская обсерватория, крымская, наблюдение полярных сияний. Люди едут, наблюдают, фотографируют небо, Млечный путь. Это любители.

Какие дополнительные ресурсы для подготовки кроме учебника по астрономии вы посоветуете?

«Электронная Москва», это набор видеоуроков, набор презентаций, набор различных тестовых заданий. Это сайт Барнаульского университета, авторский сайт преподавателя астрономии школы № 179 г. Москвы к.п.н. Шатовской Натальи Евгеньевны – эти люди создают сайты, где есть информация статическая (сборники задач, книги, дидактические материалы и игры). Астрономические олимпиады – просто странички ВК. Если это поиск в интернете, набирая запрос, нужно быть очень осторожными. Даже если вы набираете, например, «лунное затмение», то будьте готовы к тому, что первые десять релевантных сайтов выпадет астрология, эзотерика и прочая ерунда. Надо так ставить вопрос, чтобы сразу выйти на сайты профессиональные.

Спасибо за содержательную беседу!

MyCollages