ЦЕЛЬ  ДЕЙСТВИЕ  РЕЗУЛЬТАТ

   you   v

logopla

             

dle-joomla.ru
Не дорогие шаблоны dle качайте бесплатно.

      14 декабря 2019 года еще одна сборная группа школьников 33-его региона приняла участие в специально организованном для них сотрудниками НИИЯФ МГУ семинаре по решению экспериментальных физических задач.

         В составе группы были 25 человек – кванторианцы; ребята, только еще планирующие начать обучение в технопарке; учащиеся центра поддержки одаренных детей «Платформа 33» (по направлению математика) из Гороховца, Вязников и Гусь-Хрустального; учащиеся средней школы поселка Бавлены Кольчугинского района и с ними руководитель и педагог центра "Точка роста" на базе этой школы. Возраст учащихся – от 8 класса и старше.

         В состав группы также вошли представители агентства технологического развития Ульяновской области - учредителя детского технопарка "Кванториум" в Ульяновске. Они заинтересовались возможностью сотрудничества с МГУ и специально приехали обсудить вопросы совместной проектной деятельности со школьниками и студентами из 73-его региона. В мероприятии приняли участие заместитель директора по проектному управлению Ильмир Насыртдинов и педагоги дополнительного образования Катерина Большакова и Игорь Коротков.

         В программе семинара была лекция об устройстве микро- и макромира, экскурсия в лабораторию электронных ускорителей и лабораторный практикум по решению практических задач на разные виды радиоактивного распада. Забегая вперед, скажем, всех участников – что детей, что взрослых - приятно поразила доступность и одновременно глубина изложения сложного материала.

         Аспирант физического факультета Андрей Брусницын рассказал школьникам о сферах применения ядерных технологий. Среди них уже давно много «мирных», из которых наиболее актуальные - медицина, пищевая промышленность (обработка и стерилизация скоропортящихся продуктов), дефектоскопия (проверка качества сварных швов у наиболее ответственных деталей), таможенное дело (просвечивание грузов, в том числе на поездах без остановки движения).

         Заместитель директора института Евгений Вадимович Широков на ярких примерах показал, что методы исследования микромира учеными (это когда объект от уровня «атом» и глубже) аналогичны тому, как исследуются «мега»-объекты дальнего космоса. Дело в том, что все основные процессы, протекающие в звёздах, ядрах галактик и тому подобных объектах, могут быть объяснены только с помощью современной квантовой физики и связанных с ней ядерной физики и физики частиц. Поэтому, к примеру, в современной астрофизике, как подчеркнул лектор, невозможно работать, не обращаясь к вышеупомянутым разделам науки.

   Затем дети выполняли экспериментальные задачи.

        Кто-то познакомился с тем, как в свое время Эрнест Резерфорд провел эксперимент, приведший впоследствии к Нобелевской премии (эксперимент по получению альфа-частиц; в наше время он «сузился» до размеров лабораторного опыта в университете). Кто-то изучал радиоактивность атома водорода (он распадается не так, как в большинстве своем другие атомы). Еще часть ребят исследовала, как ведет себя вещество при воздействии на него наиболее жесткого ионизирующего гамма-излучения.

       «Эта задача в основном посвящена тому, чтобы ребята задумались, например, перед полетом на Марс, из чего должен быть сделан космический корабль, какая должна быть толщина стенок, чтобы долететь хотя бы до Луны без всякого вреда для здоровья. Они определяют, какая толщина металла в два раза ослабит интенсивность этого излучения. В космосе энергия излучения гораздо выше и последствия там будут гораздо страшнее», - приоткрыл завесу над происходящим ведущий конструктор НИИЯФ МГУ Леонид Янин, который занимался с этой группой детей.

       В таких семинарах равнодушных участников не бывает никогда, потому что дети подбираются заинтересованные и мотивированные на учебу в школе. Многие из них планируют выбрать дальнейшее обучение по этому профилю в вузе. Технопарк «Кванториум-33» систематически проводит в этом направлении профориентационную работу, помогая старшеклассникам увидеть возможные перспективы личностного развития.

Отзывы участников семинара:

Арина Санатулина, 11-классница, г. Гусь-Хрустальный:

«Больше всего запомнились эксперименты. У нас были эксперименты с атомом водорода: мы определяли разницу между водородом и дейтерием с помощью различных спектров. Это было очень интересно и показательно. Было очень много новых слов, понятий, потому что этот эксперимент проводится для студентов третьего курса, но, в принципе, все было наглядно и понятно. В целом мои впечатления хорошие. Я думаю поступать на эту специальность в вуз».

Василиса Варавина, 10 класс, г. Владимир:

«Все очень понравилось. Такая поездка была впервые, мы никогда с классом не ездили в другие вузы, и у меня не было представления о том, что же происходит после школы. Такая поездка дала мне возможность увидеть и внешние, и внутренние стороны студенческого обучения. И все эти эксперименты очень интересные, потому что это уже совсем другой уровень, нежели в школе».

Никита Студеникин, 11 класс, г. Гороховец:

«Узнал много нового для себя: что такое альфа-, бета-, гамма-излучение, что оно из себя представляет, увидел это на конкретных примерах. Очень доволен поездкой».

Руководитель центра «Точка роста» на базе Бавленской школы, учитель физики Галина Шааб:

«Трое наших школьниц побывали в лаборатории электронных ускорителей МГУ и прослушали лекцию об устройстве микромира. Преподаватели университета простым и доступным языком рассказали о достижениях, перспективах и методах развития науки, одним из которых является построение моделей и обработка большого количества информации. А это требует от современных школьников хороших знаний в любых предметных областях и совсем другого мышления».

Педагог дополнительного образования технопарка «Кванториум» в Ульяновске Игорь Коротков:

«Были достигнуты договоренности по дальнейшей работе детского технопарка «Кванториум» Ульяновской области с НИИЯФ МГУ как в формате однодневных семинаров по физике, так и участия детей школьного и студенческого возраста в конкурсах «Воздушно-инженерной школы». Очень понравился подобный формат мероприятия - ёмко, по делу, интересно. Практическая школьная часть отдыхает».

9

6 2